"Поможем каждому!"

Аграмматическая дислексия

коррекция аграмматической дислексии

Аграмматическая дислексия — это нарушение, которое проявляется недоразвитием грамматического строя речи, неправильно выстраиваются слова в предложении, не согласовываются окончания существительных, глаголов и других частей речи. Чаще встречается у детей, реже диагностируют у взрослых. Основные симптомы явления:

• при письме путают падежи и числа, заканчивают слова неверно;

• путаница в употреблении лица в местоимениях;

• неграмотное согласование слов и словосочетаний в предложении;

• ошибочное написание глаголов и отглагольных форм.

Аграмматизмы, которые наблюдаются при чтении, проявляются в устной речи, при письме.

Причины возникновения аграмматической дислексии

Чаще всего агамматическая дислексия у детей — это последствие внутриутробного поражения центральной нервной системы органического происхождения. Причиной может быть гипоксия, инфекционные патологии, токсическое поражение на фоне приема некоторых лекарственных препаратов, спиртных напитков, наркотиков. Спровоцировать развитие нарушений могут наследственные, генетические факторы. При формировании внятной устной речи до 5 лет, риск развития дислексии значительно ниже.

Причины отклонений у детей:

• особенности развитие головного мозга, прежде всего левой височной доли, отвечающей за речь и письмо;

• сложные роды, асфиксия новорожденного, механические повреждения при прохождении по узким родовым путям, использовании акушерских инструментов;

• индивидуальные особенности, при которых доминирует правое полушарие головного мозга;

• порок сердца у матери;

• анемия, врожденный порок сердца у ребенка;

• ядерная желтуха новорожденного;

• травмы головы или инфекционные болезни;

• перенесенная в первые месяцы после рождения корь, краснуха;

• дефицит общения, педагогическая запущенность, воспитание в билингвальной семье;

• синдром госпитализма — комплекс физических, психических отклонений, возникает при дефиците взаимодействия на сенсорном, эмоциональном, интеллектуальном уровне со значимым взрослым;

• высокий темп обучения, чрезмерные умственные нагрузки.

У взрослых дислексия может возникнуть после черепно-мозговых травм, инсульта (особенно при поражении левого полушария), частых перегрузках при работе мозга.

Диагностика аграмматической дислексии

Выявлением причин, составлением плана коррекции занимается логопед, невролог и детский офтальмолог. При необходимости проводятся дополнительные медицинские обследования.

Логопедическое обследование — комплекс мероприятий для оценки уровня развития устной, письменной речи, чтения, неречевых процессов. Врач изучает анамнез, состояние органов артикуляционного аппарата, моторики. Для школьников — успеваемость по русскому языку.

Методы диагностики:

коррекция аграмматической дислексии в Москве

Оценка устной речи — произношение звуков, фонематическое развитие, слоговые структуры, лексика, грамматика, умение составлять связные предложения, текст.

Письменная речь — оценка правильности списывания текста, письмо на слух, самостоятельное письма.

Обследование чтения вслух и про себя — оценка темпа, правильности произношения слов, понимание прочитанного, выявление специфических ошибок.

Нейропсихологическая диагностика — способность узнавать увиденный объект, оценка зрительной памяти, оптико-пространственного ориентирования.

При необходимости врач может дополнительно назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция по методу Рональда Дейвиса

Коррекция аграмматической дислексии — мероприятия для формирования у пациента обобщенных представлений о правильной морфологии и синтаксисе при помощи подобранных логопедических программ. Суть состоит в распознавании ребенком правильной структуры текста, запоминанием ее и созданием собственных фраз для закрепления. Так же используются дополнительные наглядные материалы, пособия, компьютерные программы. Для профилактики рекомендуется много общаться, читать, проговаривать скороговорки. Процесс состоит из выполнения определенных упражнений для устранения нарушений:

• задания на определение одного и нескольких предметов;

• составление словосочетаний — «много» и слово, которое говорит педагог;

• составление словосочетаний с правильным согласованием существительного и прилагательного;

• образование уменьшительно-ласкательных слов от заданного;

• закрепление грамматических форм на письме.

Наиболее эффективный метод коррекции — система Дейвиса. Рональд Дейвис сам дислексик, поэтому хорошо знаком со всеми сложностями, с которыми приходится сталкиваться детям с особым видением мира. Исследователь считает, что дислексию нельзя однозначно называть нарушением, отклонением. Это дар, которым нужно научиться пользоваться. В этом и заключается суть методики.

Прогноз и профилактика

коррекция аграмматической дислексии с логопедом

Для снижения риска развития аграмматической дислексии родителям необходимо с детства приучать ребенка к грамотной структурированной речи, мягко исправлять погрешности в речи ребенка, учить правильно строить предложения, независимо от возраста. С детьми нужно больше общаться, играть в развивающие игры, смотреть развивающие мультфильмы. Дети как губка воспринимают информацию, детский растущий мозг быстро фиксирует и закрепляет речевые правила.

Первые проявления дислексии заметны уже в раннем детстве, если не провести коррекцию, увеличивается риск развития нарушений психического развития. Своевременная диагностика и правильное комплексное лечение поможет избежать негативных последствий.

Занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дислексии в Москве

В Центре коррекции дислексии в Москве проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дислексии и дисграфии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Также Вы можете связаться с нами в социальных сетях (ссылки рабочие) и , .

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

 

Тест на дислексию

Логопед-дефектолог в Москве