Аграмматическая дисграфия у школьников
Аграмматическая дисграфия – это нарушение, для которого характерны часто повторяющиеся специфические ошибки на письме, не связанные с применением орфографических правил. Происходит по причине недостаточного развития речи, что негативно влияет на формирование личности и психическое развитие ребенка.
Причина возникновения
Предпосылки появления аграмматической дисграфии возникают до рождения ребенка: тяжелая или многоплодная беременность мамы, недоношенность, гипоксия плода, родовые травмы.
Причины расстройства в детском возрасте — патологии внутренних органов, среди которых гастрит, пневмония, злокачественные новообразования, проблемы с сердцем и сосудами. Дисграфия появляется как следствие инфекционных болезней, вызванных вирусами, грибками бактериями с локализацией возбудителя инфекции в области ЦНС, черепно-мозговых травм. Проблемы с письмом чаще встречаются у левшей или детей, которых переучили писать правой рукой.
Факторы риска развития аграмматической дисграфии:
• наследственная предрасположенность;
• психологические травмы;
• конфликты с ровесниками;
• недостаток внимания со стороны взрослых, одиночество;
• необходимость писать в школе на неродном языке, проживание в билингвальной семье;
• сложная психологическая обстановка в семье.
Расстройство провоцируют заикание и запинание в речи, раннее начало учебы в школе, если нет психологической готовности к занятиям. При проблемах с памятью и рассеянном внимании.
Виды аграмматической дисграфии
Логопеды, изучив нарушения письменной речи ребенка, разделили дисграфию на пять основных видов, каждый из которых отличается характерными признаками:
1. Акустическая. Выражается в трудностях разделения некоторых акустически близких по звучанию звуков, что ведет к заменам на письме фонем (балка-палка).
2. Артикуляторно-акустическая. При этом виде нарушения ребенок не различает звуки на слух и допускает замену в устной речи, из-за этого появляются ошибки в письме. Правильное написание достигается за счет зрительного запоминания образа слов.
3. Аграмматическая. Проявляется в замене префиксов, суффиксов, неверном употреблении падежных окончаний, отсутствии согласования.
4. Оптическая. Представляет трудность в зрительном различии букв, которые для ребенка выглядят одинаково. Происходит замена на письме схожих по виду букв, зеркальное написание или пропуск.
5. Несформированность анализа и синтеза речевого потока. Когда ребенок не выделяет отдельные слова, не разделяет на слоги и звуки. Если не определяется порядок букв и звучание, возникают нарушения в последовательности записи, пропуски или добавление лишних знаков.
Аграмматическая дисграфия в редких случаях проявляется в одной форме, но чаще носит смешанный характер. По признакам диагностируются два или больше видов, но с преобладанием доминирующего.
Симптомы и признаки аграмматической дисграфии
Аграмматическую дисграфию у ребенка выявляют в начальных классах школы, когда ребенку исполняется 8-9 лет. Это стойкие, регулярно повторяющиеся ошибки письма, не связанные с неприменением правил русского языка. Частые симптомы дисграфии — ошибки, в результате которых вместо логичного текста получается несвязанные предложения.
Другие симптомы, выявленные при написании предложений:
• слова написаны нелогично, что приводит к смысловым ошибкам;
• не выделяются второстепенные и главные члены предложения;
• нет согласования по родам, падежам числам;
• последовательность слов в предложениях нарушена;
• неправильное написаны части слов;
• пропущены некоторые члены предложения;
• семантические ошибки, когда получается набор несвязных предложений.
К признакам аграмматической дисграфии относят: неразборчивый почерк, неровное и медленное написание текста. Ребенок пишет буквы разной величины, заменяет прописные на строчные и наоборот.
Проблема проявляется ярче при самостоятельном письме, чем при написании диктанта или списывании готового текста.
Диагностика аграмматической дисграфии
Когда учитель замечает специфические, часто повторяющиеся ошибки письма, считает, что это нехарактерно для ученика, советует родителям обратиться к логопеду. При диагностике разделяют аграмматическую дисграфию и незнание правил письменной речи.
Как правило, детей осматривают в начале учебного года и в конце. Ребенка консультирует психолог, который определяет уровень интеллектуального развития, внимания и памяти. Выявляет возможные расстройства мышления.
Логопед разделяет специфические ошибки на группы, среди которых: синтаксические, когда возникают проблемы с неверным порядком слов, ошибки в составлении и пропуске некоторых членов предложения. Морфологические — неправильное склонение по падежам, ошибки при использовании предлогов. Отсутствие логики, нарушение последовательности предложений в тексте.
Проверяет устную речь: оценивают произношение звуков, связность и логичность в составлении предложений, словарный запас. Умение пользоваться функцией словоизменения и словообразования.
Тестирует грамматическую сторону письма: какие ошибки делает ученик при списывании текста, написании диктанта или во время самостоятельной работы. Выявляет уровень ориентации в пространстве и развития зрительного слухового анализатора.
Коррекция аграмматической дисграфии
Коррекцию начинают сразу после выявления болезни. Используют отработанные десятилетиями методики, направленные на устранение в письменной и устной речи аграмматизмов.
Коррекционные методы включают:
1. Работу над предложением: детям помогают изучить структуру предложения, усвоить главные элементы. Начинают с легких двусоставных и распространенных предложений, постепенно переходя к сложным.
2. Изучение функций суффиксов и приставок, значение предлогов, создание навыков морфологического анализа слова. Проводится работа над образованием и изменением слов. Уделяется внимание правилам изменения существительных, прилагательных и глаголов по числам, падежам, родам и лицам. Изучаются правила управления и согласования слов в предложении.
3. Работа над текстом. Ребенка учат выделять главную тему, отслеживать последовательность и логичность предложений в контенте. При самостоятельных занятиях уделяется внимание составлению плана рассказа и связного текста на заданную тему. Грамматические навыки закрепляются в письменной речи.
Прогноз и профилактика
Профилактика аграмматической дисграфии направлена на раннее обнаружение нарушений, поэтому родители должны с вниманием отнестись к ребенку и при необходимости вовремя начать лечение.
Учитывая, что на развитие дисграфии влияют как социальные, так и биологические факторы, женщине, ожидающей ребенка, необходимо с вниманием относиться к здоровью. Для профилактики расстройства рекомендуется регулярно проходить плановые обследования, выполнять рекомендации врачей.
Также необходимо развивать психические функции для развития и овладения навыками письма. Корректировать нарушения, недоразвитость речи, грамотно устранять фонетические нарушения.
Неправильное письмо осложняет ребенку процесс обучения, когда каждая работа становится серьезным испытанием, мешает осваивать новый материал. Раннее обнаружение проблемы и грамотная корректировка аграмматической дисграфии с помощью совместных действий логопедов, психологов и педагогов поможет справиться с проблемой.
Занятия с логопедом-дефектологом по коррекции аграмматической дисграфии в Москве
В центре коррекции дислексии в Москве проводятся занятия с логопедом-дефектологом по коррекции аграмматической дисграфии по методу Рональда Дейвиса. Метод предназначен как для детей, так и для взрослых. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Также Вы можете связаться с нами в социальных сетях (ссылки рабочие)Телеграм, Вконтакте и Дзен.
Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.