"Поможем каждому!"

Дислексия у детей: симптомы, виды и коррекция по методу Дейвиса

Дислексия – это нарушение, при котором человек испытывает трудности в чтении и письме, но сохраняет способность к обучению в других областях. При дислексии чтение становится трудным из-за проблем с распознаванием слов, замены или пропуска букв, непонимания прочитанного и других сложностей, связанных с невозможностью научиться читать.

Согласно исследованиям А. Н. Корнева, дислексия встречается примерно у 5% учащихся 1-2 класса массовых школ и у 50% школьников с нарушениями речи или задержкой развития. У мальчиков дислексия выявляется в 4,5 раза чаще, чем у девочек. Встречаются комплексные нарушения, в том числе трудности с соотнесением звука и буквы.

Симптомы дислексии у детей

Дислексию у детей чаще всего диагностируют в начальных классах, когда школьнику ежедневно приходится читать и писать. Некоторые виды дислексии проявляются раньше: дошкольник говорит несвязно, искажает слова, путает окончания и т. д. Ниже представлены наиболее заметные и распространенные признаки.

Общие проявления:

симптомы дислексии у детей

• проблемы с вниманием, концентрацией, памятью;

• неуклюжий захват письменных инструментов;

• затрудненное изучение алфавита и таблицы умножения;

• изменение порядка букв или слогов при письме, чтении;

• ошибки при элементарном ориентировании влево-вправо, вверх-вниз.

У дошкольников:

• трудности в запоминании новых слов;

• запоздалое развитие речи;

• проблемы с обучением базовым письменным навыкам;

• неверное произношение слов;

• сложности при коммуникации со сверстниками.

В младшем школьном возрасте:

• перестановка, инверсия слогов и букв во время чтения;

• «зеркальное» написание букв и цифр;

• подмена арифметических знаков;

• путаница в словах, схожих по произношению и смыслу;

• неловкость, нарушения координации;

• игнорирование знаков препинания;

• импульсивное поведение.

В среднем школьном возрасте:

• нечитаемый почерк;

• трудности с запоминанием, заучиванием, пересказом;

• уровень чтения ниже, чем у одноклассников;

• ошибки в написании и произношении слов;

• трудности в общении с ровесниками;

• непонимание языка тела и мимики собеседника.

Обратиться к логопеду-дефектологу стоит при обнаружении 4-5 симптомов. Специалист оценит навыки речи, чтения и письма ребенка, проведет диагностические тесты. При сборе анамнеза важно рассказать о генетической предрасположенности к подобным отклонениям, раннем и внутриутробном развитии, имеющихся недугах. Дефектолог определит разновидность дислексии и предложит подходящий метод коррекции.

Виды дислексии у детей

По характеру проявления выделяют два вида дислексии. Литеральная выражается в затрудненном усвоении отдельных букв. При вербальной ребенок испытывает сложности при прочтении слов. Формы дислексии по виду нарушения, вызвавшего проблемы с чтением:

занятия с логопедом по коррекции дислексии у детей

1. Фонематическая. Наиболее распространенное отклонение, характерное для младших школьников. Возникает из-за несформированности процессов синтеза и анализа, а также недоразвития фонематического восприятия. Ребенок меняет слоги местами, например: «мок» вместо «ком».

2. Оптическая. В эту группу входят различные нарушения, возникшие из-за несформированных зрительно-пространственных представлений. Часто дети неверно пишут похожие буквы, например «Д» и «Л». Иногда школьник читает слова из разных частей текста, потому что не может сфокусировать взгляд на одной строчке. Другое проявление оптической дислексии – прочтение слов задом наперед.

3. Мнестическая. Из-за проблем со слухоречевой памятью ребенок не в состоянии соотнести букву с соответствующим ей звуком.

4. Семантическая. Основная проблема – непонимание синтаксических связей. Также у школьника не сформирован слоговой синтез, не хватает словарного запаса. Кажется, что ребенок читает правильно, но он воспринимает текст как набор слов, не может уловить его смысл и составить пересказ.

5. Аграмматическая. Регулярно появляются ошибки в составлении грамматических конструкций. Ребенок неверно согласовывает времена, падежи, окончания. Пример: взять вилка, красивый кукла.

6. Тактильная. Эта форма дислексии встречается только у детей с нарушениями зрения, которые пользуются азбукой Брайля. Ученику не удается удержать внимание на одной букве или отличить ее от другой.

Также существует ложная дислексия. У ребенка нет нарушений речи, психики, пространственных представлений и т. д. Однако чтение осложнено из-за неправильной методики обучения или педагогической запущенности.

Причины возникновения дислексии у детей

Распространенная причина дислексии – недоразвитие участка головного мозга. Например, за восприятие текста отвечает зона, расположенная в нижней теменной доле. Она нередко повреждается из-за затяжных родов, преждевременной отслойки плаценты, асфиксии и некоторых заболеваний. Дислексия может возникнуть из-за черепно-мозговых травм, ДЦП, слабого зрения.

Примерно 70% детей, имеющих проблемы с чтением, обладают наследственной предрасположенность к дислексии. Обычно у родителя наблюдается почти незаметная форма, а у ребенка – серьезные отклонения.

Реже нарушение вызвано социальными факторами: чрезмерной нагрузкой в раннем возрасте, неблагоприятной атмосферой в семье. Влияние оказывают и узкие границы познания, когда ребенок не посещает детский сад, редко находится в общественных местах, мало контактирует с людьми.

Профилактика и коррекция дислексии у детей и младших школьников

Предупредить развитие дислексии легче, чем скорректировать. Профилактика заключается в проведении подвижных и развивающих игр. Важно с самого раннего возраста тренировать мелкую моторику, зрительное и речевое восприятие. Полезно демонстрировать картинки сначала с живыми и неживыми объектами, а затем с буквами и словами.

Коррекция проводится после обнаружения первых нарушений. Чем позже родители обратятся к логопеду, тем больше времени понадобится на устранение отклонений. Проводится комплексная работа. Особое внимание уделяется звуковой стороне языка. Ребенка учат различать похожие звуки, например «с» и «ц». Логопед работает над произношением клиента: дыханием, артикуляцией, автоматизацией звуков.

Не менее важно развивать психические процессы: память, восприятие, внимание. Для этого подходят различные игры по типу «Узнай по голосу», «Подбери по форме». Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием. Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме.

Коррекция дислексии по методу Рональда Дейвиса

Рональд Д. Дейвис был дислексиком, но никогда не считал себя больным. Причиной нарушения чтения он считал нестандартный образ мышления – визуальный, а не вербальный, как у большинства людей. Его методика устраняет неверное восприятие книжных символов, помогает снять стресс и поднять самооценку. Курс занятий короткий, но интенсивный. Метод Дейвиса включает 8 этапов:

коррекция дислексии

1. Оценка. Специалист выявляет основные проблемы, определяет уровень затруднения восприятия. Для этого ребенок должен мысленно визуализировать и описать предмет.

2. Переключение. Проводятся упражнения по визуализации. Школьник учится «отключать» нарушение ориентации, то есть подавлять симптомы дислексии.

3. Разрядка и проверка. Ребенку позволяют отдохнуть, чтобы избежать головной боли и другого дискомфорта. Расслабляется все тело. Затем дефектолог проверяет, сохранился ли прогресс, достигнутый на прошлом этапе.

4. Точная настройка. Определяется оптимальная ориентационная точка, ребенок входит в комфортное состояние.

5. Координация. Нормализуется восприятие понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Устраняются нарушения движения, тело приходит в равновесие.

6. Освоение символов. Дислексики нормально воспринимают трехмерные объекты, но книжные символы – двухмерные. Чтобы научиться воспринимать буквы и цифры, нужно представить их в трехмерном формате. Проще всего это сделать с помощью пластилина.

7. Последовательное чтение. Для дислексика слово – цельный объект, поэтому дефектолог учит ребенка разделять его на буквы и слоги. Для тренировки используются элементарные тексты. Слова перечитываются по несколько раз, школьник должен разъяснять их содержание.

8. Отработка символов относительно слов. На последнем этапе прорабатываются сложные слова.

График занятий подбирается индивидуально. Дейвис утверждал, что не способен полностью вылечить дислексию, однако дети, прошедшие курс с дефектологом, способны контролировать проявления нарушения.

Дислексия – не болезнь, а нарушение, поддающееся коррекции. Проблемы с чтением были у таких знаменитостей как А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, Петр I, Леонардо да Винчи и т. д. Дислексия не помешает ребенку реализовать себя и преуспеть в учебе, однако обратиться к специалисту следует как можно раньше. Самый популярный способ коррекции – метод Дейвиса. Он позволяет принять свою особенность и научиться контролировать симптомы дислексии.

знаменитые люди с дислексией

Курс коррекции дислексии у детей в Москве

В Центре «Дислексия в России» проходят занятия по коррекции дислексии у детей по методу Рональда Дейвиса с сертифицированным логопедом-дефектологом. Курс коррекции длится 5 дней (30 часов, 5 дней по 6 часов). Курс коррекции дислексии поможет детям справится с «особенным состоянием», научит контролировать, а также обучит родителей как дальше работать и обучать детей.

Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Также Вы можете связаться с нами в социальных сетях (ссылки рабочие) , и .

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

 

Тест на дислексию

Прием логопеда-дефектолога в Москве