Коррекция нарушений речи у детей и младших школьников
Зачастую дети при поступлении в первый класс имеют проблемы с речью. Самые частые: дислалия, тахилалия, заикание. Родители не всегда уделяют им внимание, но они могут существенно сказаться на обучении. Логопеды в один голос заявляют, что пока ребёнок не научится произносить буквы правильно, учить чтению его не просто не стоит, а нельзя: это приведёт к патологической неграмотности.
Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами и проявляются по-разному, но в любой форме сказываются на общем развитии и успешности обучения. У детей отмечаются бедность словарного запаса, дефекты грамматического строя. Они не способны выстраивать связную речь, полноценно задействовать фонетическое восприятие, правильно произносить звуки. В результате школьники не могут чётко, полно и правильно излагать свои мысли.
Причины нарушения речи
С каждым годом число детей с различными речевыми патологиями только возрастает, что вызывает соответствующее беспокойство не только у родителей, но и медиков, педагогов, воспитателей, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся коррекцией нарушений и устранением нежелательных последствий для развития. От точности и времени выявления патологических причин зависит адекватность и эффективность методов лечения.
Выделяют два типа причин нарушения речи: внутренние и внешние.
К первым относятся нарушения развития ребёнка, травмы, проблемы при родах, наследственность.
Но аномалии развития могут повлиять всевозможные органические нарушения - периферические (поражения органов слуха, патологические изменения речевого аппарата, нарушения процессов возбуждения и торможения) и центральные (поражения мозга).
Ко вторым – неблагоприятную среду, дефицит общения, отсутствие необходимого обучения в дошкольном возрасте и т. п.
Влияние внешних факторов на дошкольника велико: его психика очень ранима, он остро воспринимает конфликтные ситуации в семье, плохое обращение. Речь родителей и других взрослых существенно влияет на формирование речи малыша. Если все вокруг говорят неправильно, не ждите, что ребёнок будет исключением.
Педагогическая запущенность и неадекватно выбранный стиль воспитания в семье (авторитарный, попустительский или гиперопека) в том числе могут негативно сказаться на развитии речи ребёнка. Сюда же можно отнести и психоневрологические нарушения, всевозможные расстройства психики. Проблемы с речью могут быть следствием формирования умственной отсталости, нарушений памяти и внимания, а также других познавательных процессов.
Также нарушения речи младших школьников могут быть последствием патологий внутриутробного развития, особенно в первые 4 месяца беременности; вирусных заболеваний и сильного токсикоза; серьёзных травм матери в период вынашивания плода; несовместимости крови по резус-фактору; асфиксии; ранних вирусных и кишечных болезней; наследственной предрасположенности.
Сюда же можно отнести и психоневрологические нарушения, всевозможные расстройства психики. Проблемы с речью могут быть следствием формирования умственной отсталости, нарушений памяти и внимания, а также других познавательных процессов.
Необходимо понимать, что указанные причины крайне редко проявляются в изолированном виде. Значительно чаще они проявляются в виде целых комплексов воздействия различных факторов. Более того, у различных людей один и тот же фактор может выступать как причина, так и условие.
Симптомы нарушений речи
Формирование речи – процесс сложный и последовательный. В развитии речевого аппарата много необходимых составляющих:
• нормальная работа центральной нервной системы;
• полноценная координация, развитая согласно возрасту крупная и мелкая моторика, достаточная двигательная активность;
• сформированная эмоционально-волевая сфера.
Речь – неотъемлемая и даже базовая составляющая для развития высших психических функций (память, внимание, воображение, мышление, восприятие), планирования и регулирования поведения, формирования личности в целом. Симптомы нарушений речи заметить несложно:
• трудности в освоении дошкольной подготовки и образовательной программы начальных классов;
• нарушения чтения и письма;
• неустойчивость интересов;
• пониженная наблюдательность;
• отсутствие мотивации;
• негативизм;
• низкая самооценка и неуверенность в себе;
• сложности коммуникации – трудности в общении и налаживании контактов как со взрослыми, так и сверстниками.
Речевые нарушения негативно повлияют на все сферы жизни ребёнка, в том числе – на профессиональную и социальную самореализацию. Поэтому профилактической диагностикой и при необходимости коррекцией нарушений следует заняться при первых подозрениях тревожной симптоматики.
Виды речевых нарушений
Наиболее распространенными видами нарушений устной и письменной речи у младших школьников, требующими коррекции, являются фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи.
Чем раньше будет поставлен точный диагноз, тем выше вероятность к школе избавиться от проблемы. Поэтому наблюдение ребёнка в первые годы жизни у терапевта и узкопрофильных специалистов обязательно, им нельзя пренебрегать.
Существует большое количество форм нарушения развития речи у детей, таких как:
• афония (полное отсутствие голоса);
• дисфония (нарушение голоса);
• брадилалия (патологическое замедление темпа речи);
• тахилалия (патологическое убыстрение темпа речи);
• ринолалия (нарушение из-за особенностей строения речевого аппарата);
• дизартрия (нарушение связанное с неверной артикуляцией, произношением);
• заикание (нарушения темпоритма);
• дислалия (нарушение произношения при нормальном слухе и работе речевого аппарата) и т. д.
Кроме афазии (полной утраты голоса из-за поражения мозга) и афонии почти все нарушения речи поддаются исправлению, если вовремя начать коррекционную работу с ребёнком.
К нарушениям средств общения относят фонетико-фонематическое недоразвитие речи – слух и интеллект остаются сохранными, но наблюдается расстройство восприятия фонем. В этой же категории общее недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте (нарушение формирования всех компонентов речевой системы – произношение, лексика, грамматика), алалия (трудности восприятия чужой речи, смешение или замена букв в словах, соединение разных частей слов между собой), афазия (бессвязная и несогласованная речь, непонимание написанного текста и смысла фраз, перестановка звуков).
В группе нарушений применения средств общения – заикание.
Методы коррекции
Формирование правильной речи, нормальное функционирование речевого аппарата осложнено и тенденциями развития современного мира. Век информационных технологий заметно сказывается на психоневрологическом здоровье ребёнка, его эмоционально-волевой сфере, работе познавательных функций.
Развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем проще ребёнку формулировать и делиться своими мыслями, тем шире его возможности в познании окружающего мира, познавательнее и содержательнее общение с людьми, активнее становление личности. Существует множество, неоднократно доказавших свою эффективность, методов коррекции нарушений разной запущенности:
• артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе;
• пальчиковая гимнастика – научно доказано, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речевого аппарата (кроме того, такая гимнастика стимулирует мыслительные процессы, активирует внимание и воображение, улучшает эмоциональную выразительность и скорость реакции);
• кинезиологические упражнения – развивает отделы головного мозга, отвечающие за качество речи;
• логопедический массаж – улучшает кровообращение и стимулирует насыщение клеток мышц артикуляционного аппарата кислородом.
Реже применяемые, но небезызвестные методы коррекции речевых нарушений – кинезиотейпирование (аппликации на кожных покровах специально разработанным пластырем), миофункциональная коррекция (нормализация функций зубочелюстной системы – глотание, дыхание, жевание), акупунктура (воздействие на определённые точки тела специальным массажёром).
Последствия отсутствия коррекции произношения
Нарушения речевого развития у детей традиционно сопровождаются отставанием в формировании двигательных навыков, способности к адаптации. Кроме того, появляются закономерные трудности в общении, а значит, и осложняется процесс самореализации через ведущий тип деятельности – игру, которая сохраняет свою принципиальную значимость и в начальных классах.
Если запустить нарушения речи, возможны серьёзные проблемы в будущем:
• замедление общего развития ребёнка и формирования высших психических функций;
• нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в нервозности, замкнутости, зажатости, эмоциональной нестабильности и т. д.;
• сложности с освоением навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия), счёта и понимания чисел (дискалькулия).
Это приводит к общему ухудшению уровня жизни ребёнка, который чувствует себя недостаточно умным, способным, теряет уверенность в своих силах. Кроме того, при отсутствии своевременного диагностирования дислексия может быть принята педагогами за лень, нежелание учиться, непокорность, что осложнит весь процесс обучения, настроив преподавателей против «ленивого» ребёнка.
Раннее выявление и коррекция нарушений речи у детей позволяют избежать проблем и сохранить душевное равновесие малышей.
Занятия по коррекции и развитию речи с логопедом-дефектологом в Москве
В Центре коррекции дислексии в Москве проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции нарушения речи у детей с дислексией и дисграфией. Занятия проводятся по методике Рональда Дейвиса. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Также Вы можете связаться с нами в социальных сетях (ссылки рабочие) Телеграм, Вконтакте и Дзен.
Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.
Коррекция нарушений чтения у младших школьников