Мнестическая дислексия
Термин «дислексия» часто воспринимается как название болезни. Хотя сегодня это явление рассматривается как индивидуальная особенность восприятия мира, другой склад мышления, когда человек мыслит в основном образами, а не буквами и словами. Одним из наиболее сложных с точки зрения коррекционной работы является мнестическая дислексия – при этом типе нарушения люди испытывают сложности с идентификацией букв и обозначающих их звуков.
При этом дислексики могут вовсе не испытывать других трудностей, так как с речью, ассоциативным мышлением и воображением у них всё в порядке. Коэффициент интеллекта нередко бывает даже выше, чем у сверстников.
Причины возникновения мнестической дислексии
На вопрос о том, почему физически и психически здоровые дети не могут обучиться элементарным видам работы с текстом, пока нет однозначного ответа. Преобладает мнение, что дислексия имеет нейробиологические причины:
• Проблемы с мозжечком, из-за чего не получается соединить буквенный символ и звук.
• Сбой в синхронизации работы правого и левого полушарий.
• Нарушение зрения, когда человеку сложно видеть двумя глазами одновременно.
Нейробиологические нарушения, в свою очередь, могут быть следствием следующих факторов:
• Неблагополучное протекание беременности, сложные роды.
• Черепно-мозговые травмы и инфекции.
• Генетическая предрасположенность.
Последний фактор считается особенно важным – риск значительно повышается, если хотя бы у одного из родителей тоже наблюдались проблемы с текстовой информацией.
Как проявляются симптомы мнестической дислексии
То, что с ребенком что-то не так, обычно проявляется при изучении алфавита и первых проб чтения: ему никак не удается соединить буквы в слоги, а из слогов сложить слова. Но наиболее явно эти симптомы заявляют о себе с началом школьного обучения. Придя в школу и столкнувшись с трудностями в чтении и письме, ребенок сам не понимает, в чем дело. Когда вокруг у всех всё получается, а у него нет, он испытывает сильный стресс. Чтобы справиться с требованиями учебного процесса, такому школьнику нужно намного больше времени для чтения или написания текста, чем его одноклассникам.
Необходимо отметить, что при наличии общих симптомов, мнестическая дислексия всегда проявляется индивидуально, и она у каждого своя, как отпечаток пальца.
По каким признакам можно диагностировать мнестическую дислексию
Первые тревожные звоночки можно заметить ещё в дошкольном детстве, задолго до знакомства с буквами и чтением. Это проблемы с развитием речи и концентрацией внимания, координацией движений при подвижных играх, спортивных занятиях.
Мнестическая дислексия дает о себе знать, когда начинается изучение букв – ребенок не может связать зрительный образ буквы с её звучанием, затрудняется правильно повторить ряд звуков. Таким детям очень тяжело дается заучивание стихов.
Главные признаки мнестической дислексии у школьников связаны со сложностью работы с любыми видами печатных или письменных текстов:
• Любой вид работы с текстом идет очень медленно, сопровождается большим количеством ошибок.
• Неспособность человека запомнить на слух и повторить в правильном порядке ряд букв (3-5);
• Путаница, возникающая при различении и использовании при чтении и письме букв, имеющих общие составляющие (д-л, г-т и так далее).
• В связи с затратами энергии на расшифровку букв, звуков и значений слов, при чтении текста у дислексиков часто болит голова.
• Все силы уходят на обработку текста, так что ребенок не может пересказать его, выделить главную мысль.
• Возникают проблемы в общении со сверстниками и учителями из-за импульсивности поведения.
Поставить диагноз «дислексия» может только профильный специалист. Поэтому при выявлении подобных признаков, следует обратиться к логопеду-дефектологу. Также может потребоваться помощь психолога и невролога.
Профилактика и коррекция мнестической дислексии
Хотя на сегодняшний день до конца не выяснены причины дислексии, специалисты сходятся в одном: дислексию можно и нужно корректировать. Чтобы снизить риск проблем со школьным обучением, в дошкольном возрасте необходима профилактика дислексии. В первую очередь это касается детей, испытывающих трудности в речевом развитии.
Профилактика и коррекция мнестической дислексии происходит за счет выполнения упражнений на развитие:
• речевой и слуховой памяти (слуховые диктанты, запоминание слов);
• зрительной памяти (работа со стимульным материалом для создания зрительных образов);
• координации межполушарных связей (упражнения, где задействованы оба полушария мозга);
• предотвращения угадывающего чтения (чтение с «окошком», вырезанном на листе бумаги, прикрывающем текст).
Установление диагноза – это лишь первый шаг на пути коррекции, которая должна проходить по индивидуальному плану, составленному специалистом.
Коррекция мнестической дислексии по методу Рональда Дейвиса
Как превратить проблемы в достижения? Детям с дислексией обычно дают стандартные советы: больше читать, выучить правила русского языка. Взрослые требуют от ребенка старания и прилежания, сами не зная, что причина вовсе не в его лени, а в особенностях психической деятельности.
Большая часть проблем дислексиков связана с тем, что родители и педагоги вовремя не обратили на их трудности должного внимания и не приняли меры. Именно в ситуации подозрения на дислексию важно как можно раньше обратиться к специалистам, чтобы не травмировать детскую психику. Главное, чтобы ребенка любили и принимали таким, какой он есть. Тогда можно дать положительный прогноз коррекции дислексии.
Метод Рональда Дейвиса даёт возможность дислексикам избавиться от стресса и депрессии и проявить себя, взяв мнестическую дислексию под контроль с помощью упражнений и специальных инструментов: для этого нужно пройти кратковременный курс коррекции (пять дней по шесть часов) с методистами Центра, овладеть основами программы и использовать их в жизни и учёбе.
Метод Дейвиса показал отличные результаты во многих странах мира, независимо от языка. Он позволяет людям силой воли брать под контроль своё состояние и достигать успеха в жизни.
Огромным заблуждением является мнение, что человеку с дислексией закрыты двери в счастливое и успешное будущее. Выгодными преимуществами дислексиков являются высокая креативность, эстетичность, независимый взгляд на мир и способность к нестандартным решениям. Среди них много известных людей, которые добились успеха в разных сферах, научившись обходить или использовать свою особенность. Достаточно назвать такие имена, как Г. Андерсен, А. Эйнштейн, В. Маяковский, У. Дисней, С. Джобс.
Занятия по коррекции мнестической дислексии с логопедом-дефектологом в Москве
В Центре коррекции дислексии «Дислексия в России» в Москве проходят занятия по коррекции мнестической дислексии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Для получения первичной консультации и записи на прием звоните по номеру телефона +7(495) 683-31-82 или заполните форму обратной связи на странице сайта. Так же Вы можете связаться с нами в социальных сетях (ссылки рабочие) Телеграм, Вконтакте и Дзен.
Наш Центр коррекции дислексии помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.